Ольга Владимировна Егорова, медицинский психолог

        ГАУЗ СО «Арамильская городская больница»

     Высшее образование по профилю клиническая психология, опыт работы с детьми и взрослыми составляет более 15 лет: Главное Управление медико-социальной экспертизы по Свердловской области (Екатеринбург); ГАУ «РЦ «Талисман» (Екатеринбург, пилотный проект нейропсихологическая диагностика детей); ГАУ «ЦСПСиД» Чкаловского района города Екатеринбурга (психологическая диагностика детей, подростков, родителей; патопсихологическая диагностика взрослым; психотерапия — взаимодействие со школами, тренинги с подростками, работа в Общественной приемной района); ГБУ СО ПБ №6 (Екатеринбург, патопсихологическая диагностика; индивидуальная и групповая психологическая коррекция).

Публикации: Как пережить стресс во время пандемии?   По принципу «помоги себе сам» 

Контакты: 8 (343 74) 3-13-99 (отделение паллиативной помощи);

8 (343 74) 66-105  (медицинский психолог отделения паллиативной помощи).

                 Контактный телефон: +79826339470 (с 9:00 до 15:00), Ольга Владимировна.

Вступление…

Основываясь на опыте своих коллег и в целом медицинского сообщества, нужно понимать разницу в «радикальной медицине» и «паллиативной медицине». Эти разграничения не должны ставить людей в позицию выбора, вопрос решается закономерно — только в их очередности. Радикальная медицина нацелена на излечение болезни и использует все средства, имеющиеся в ее распоряжении, пока есть хоть малейшая надежда на выздоровление. Паллиативная же медицина приходит на смену радикальной с того момента, когда все средства использованы и нет эффекта от лечения.

В определенном смысле, говоря о паллиативной помощи, мы должны поставить проблему качества жизни пациента. Решать этот вопрос без самого пациента было бы неразумно, поэтому проводится индивидуальное обследование и опрос больных с целью выявления желаемых условий для создания оптимального для каждого больного условий, пусть даже в палате.

Забота о пациенте осуществляется комплексно, с точки зрения четырех аспектов помощи: медицинской, психологической, социальной и духовной. Можно сказать, что создание качества жизни должно помочь больному пройти определенные жизненные трудности и физические испытания, проходя различные стадии психических переживаний, вплоть до так называемой стадии принятия судьбы.

Особое душевное состояние пациента диктует следующее положение паллиативной медицины: необходимость полного контакта между медицинским персоналом, пациентом, психологом, родственниками и близкими пациента требует совершенного доверия и, конечно же, искренности и честности. Вопрос о том, говорить ли правду о диагнозе и прогнозе заболевания, решается однозначно и индивидуально. Если больной хочет знать правду, ему обязаны ее сообщить. Проблема заключается в выборе психологических методов, которые позволили бы сказать пациенту правду, не сломав его психику.

Принцип гуманности в своей терапевтической позиции обязывает исходить из того, во что верит больной. Не навязывание своих представлений, убеждений, верований — это уважение к свободе каждого человека быть таким, каков он есть. К тому же идеологическое давление на больного в том бессимптомном состоянии, в котором он находится, попросту нечестно. Зависимость от персонала может склонить его к принятию чуждой точки зрения, без внутреннего, осознанного на то согласия. В контексте уважения к личности больного выступает и вопрос ответственности. Как бы ни хотелось пациенту переложить ответственность за прожитую жизнь на кого-то другого, ответственность за болезнь взвалить на врачей, ему приходится считаться с позицией паллиативной медицины, которая предлагает ему даже если и не рассматривать вопрос о личном участии в своей судьбе, то, во всяком случае, взять ответственность за свою жизнь на себя.

Медикаментозный подход к ведению больных, принятый в радикальной медицине, уступает иной тенденции в паллиативной помощи — исходить в решениях из природы и отдавать после купирования боли приоритет духовным вопросам. Попытаться обеспечить максимальную сохранность пациента до самого его конца с возможно более полным удовлетворением его потребностей. Содействовать росту его души, в этом смысле большой вклад приносят служители церкви.

Комплексный подход к нуждам пациента ставит паллиативную медицину в разряд не просто прикладной науки, но скорее превращает ее в практическую философию. Обретение смысла жизни, хотя и в момент потери самой жизни, относится к драгоценному обретению души человеческой. Обретение духовных ценностей придает осмысленность.

Годами медицинский персонал привык к борьбе за жизнь пациента до последнего вздоха. Но насколько гуманен этот подход по отношению к умирающему? Насколько наши усилия не превращают его жизнь в затянувшуюся агонию?

Качество жизни, то к чему  призвана «паллиативная помощь» — это принцип, позволяющий перевести бессмысленность последней борьбы в достойный уход из жизни, который не остается в памяти родных страшным апогеем отчаяния и страдания, но спокойным и величавым уходом человеческой души из тела.

Егорова Ольга